Российский Этнографический музей

Немного о музее

Российский этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили.

Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». Он хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века.
Российский Этнографический музей

ethnomuseum.ru

официальный сайт музея
Немного о коллекции
Великий шелковый путь играл первостепенную роль в торговых и культурных взаимоотношениях разных регионов Евразии до начала Великих географических открытий и оказал значительное влияние на этнокультурные процессы в масштабах континента.

Спустя столетия после прекращения функционирования Великого шелкового пути его «дыхание» ощущается в культурах народов, населяющих земли от Китая до Черного моря.

Об этом свидетельствуют представленные в коллекции этнографические памятники с этих территорий, датируемые второй половиной XIX – первой половиной XX вв. В определенной мере их можно считать наследием древней торговой магистрали.

Около 300 артефактов из фондов музея представляют регионы России и сопредельных стран, расположенные вдоль северного ответвления Великого шелкового пути от Алтая до Азовского моря и Крыма. Каждый из этих регионов занимал важное место в торговых отношениях Востока и Запада, в то же время их связывала между собой и с соседними территориями разветвленная система внутренних дорог.

Часть Евразийского пространства, где некогда пролегала северная трасса Великого шелкового пути, была зоной тесного контакта больших мировых конфессий: восточного христианства, ислама, северного буддизма. Предлагаемые для обозрения предметы использовались и в храмовых ритуалах, и в народной обрядовой практике. Согласно традиционным представлениям, они наделялись магической силой и осмыслялись как непременная составляющая мировоззренческой системы этноса.

В коллекции представлены такие уникальные экспонаты музея как ступа «Субурган» и музыкальные инструменты «ганглины», связанные с буддийским культом.

Через региональную специфику раскрывается значение шелка и всего, что с ним связано, в традиции того или иного народа. Так, шелковые ткани разных ценностных категорий можно увидеть в костюмных комплексах, являющих собой яркий показатель этнической самобытности. Шелк и чай, главные экспортируемые товары, - основные элементы проявления внешнего воздействия в традиционной культуре, наследие Великого Шелкового пути.

"Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь" - некоторые экспонаты

Изображение

Ступа «Субурган»

Народ: Китайцы
Территория: Китайская Империя, Алашань
Датировка: XVIII в.
Материал: стекло; металл; камень
Материалы покрытий и соединений: краска; бумага
Размер: Дл. – 12,0; шир. – 12,0; выс. – 19,0
Коллекция: Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Описание: Ступа «Субурган» обычной северной формы. Внутри писаное изображение Будды Шакья-муни. Освящена.
Изображение

Статуэтка «Бодхисаттва Амитаюс»

Народ: Буряты
Территория: Китайская Империя, Алашань
Датировка: XIX в.
Материал: металл
Материалы покрытий и соединений: краска
Размер: Дл. подставки - 12,5; шир. подставки - 8,9; выс. - 17,7
Коллекция: Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Описание: Статуэтка «Бодхисаттва Амитаюс», с золотистым покрытием.
Изображение

Платье

Народ: Карачаевцы
Территория: Карачаево-Черкесская автономная область, Карт-Джурт сел.
Датировка: нач. ХХ в.
Материал: ткань: репс; ткань: шелк; ткань: галун
Размер: Дл. - 139,0; шир. плеч - 38,0; дл. рук. - 56,0
Коллекция: Культура народов Кавказа и Крыма
Описание: Платье женское из тонкого шёлка светло-коричневого цвета, с отделкой из серебристого галуна и чёрного репса. Лиф гладкий, прилегающий, рукав вшивной, выкройной, отделан галуном и чёрным репсом, нижняя часть - юбка распашная, заложена в складку. Швы на платье украшены серебристым галуном.
Изображение

Платок

Народ: Азербайджанцы
Территория: Азербайджанская ССР, Исмаиллинский район
Датировка: нач. ХХ в.
Материал: ткань: шелк; нити
Размер: Дл. – 157,0; шир. – 163,0
Коллекция: Культура народов Кавказа и Крыма
Описание: Платок шёлковый, синий, узорно тканый, оранжевой и чёрной нитью. Орнамент тканья: крупные цветы и листья, заполняющие углы и края платка. К сторонам пришита сетка и бахрома из синих и оранжевых нитей.
Изображение

Крышка для блюда с пловом

Народ: Кубачинцы
Территория: Дагестанская ACCP, Дахадаевский, Кубачи сел.
Датировка: сер. XX в.
Материал: металл: медь
Размер: Выс. – 26,5; диам. – 25,0
Коллекция: Культура народов Кавказа и Крыма
Описание: Крышка для блюда с пловом, из красной меди, лужёная, конусообразная, с ребристой шишечкой на конце, нижняя часть суживается, переходя в отогнутый наружу бортик. Украшена резьбой: между двумя полосами мелкого геометрического орнамента фигуры "бадам'ов" с растительным узором внутри. Имеется розетка с именем владельца и датой. Верхняя часть конуса ребристая.
Изображение

Нагрудник женский

Народ: Кабардинцы
Территория: Кабардино-Балкарская ACCP
Датировка: застежки: конец XIX – начало XX века, нагрудник: 1970-е годы
Материал: ткань: шелк (из искусственных нитей); ткань (серебристого и золотистого цвета); ткань: галун; нити: металлические: золотные (шнур); нити: растительные: хлопчатобумажные (шнур, белый)
Специфические материалы: пластмасса (пуговица); металл (бельевые крючки и петли)
Размер: общ. дл. нагрудника (от воротника-стойки до конца пол) – 61,5; дл. застёжек (в застёгнутом виде) – 13,7
Коллекция: Культура народов Кавказа и Крыма
Описание: Нагрудник из плотного искусственного шёлка чёрного цвета на чёрной подкладке. Сшит на швейной машинке. Ворот – стойка, застёгивается на спине на два бельевых крючка с нитяными петлями и одну чёрную пластмассовую пуговицу и нитяную петлю. С наружной стороны ворот нагрудника окантован галуном (шир. 1,4 см), сплетённым из золотных нитей с узкой чёрной полоской посередине и по краям. Снизу к нагруднику пришиты две трапециевидные детали, имитирующие полы кафтанчика. Края пол и низ трапециевидных деталей окантованы галуном (шир. 1,4 см), сплетённым из золотных нитей с узкой чёрной полоской посередине и по краям. Углы пол украшены аппликацией из двух видов ткани, обшитых по краям шнуром из золотных нитей. Рисунок каждой аппликации состоит из треугольника из серебристо-золотистой ткани без рисунка (со вписанным в него квадратом из ткани золотого цвета с растительным орнаментом) пришитым к углу полы встык с окантовкой из галуна. От основания треугольника отходит рогообразная фигура из ткани золотого цвета с растительным орнаментом, от которой отходит фигура с трилистником из серебристо-золотистой ткани без рисунка. К верху трапециевидных деталей, имитирующих полы и к низу собственно нагрудника пришит узкий тканевый чёрный пояс с тремя бельевыми крючками и тремя петлями на концах для застёгивания. Пятнадцать пар застёжек прикреплены на лицевую сторону нагрудника одна под другой. Нагрудник не разрезной, застёжки функционально не используются. Застёжки литые, продолговатые, v-образные в сечении. Каждая половина застёжки с наружной стороны украшена черневой полосой по верхнему ребру. Боковые стороны каждой застёжки украшены рядом припаянных к основе литой застёжки плотных позолоченных «бухт», образованных из спиралевидно скрученной витой уплощённой проволоки, с позолоченным шариком зерни в центре. По краям ряд из «бухт» с шариками зерни обрамлен полосой из позолоченной ложной зерни. Каждая половина застёжки имеет один круглый конец, а другой конец с кольцом-петлей или с полушаровидным выступом-«крючком». Круглые концы застёжек украшены двумя рядами позолоченной ложной зерни и небольшим полусферическим выступом в центре, украшенным черневым орнаментом-розеткой. Полусферический выступ является шляпкой маленькой заклёпки, штырёк которой пропущен сквозь маленькое отверстие в центре круглого украшения конца застёжки и расклёпан. Кольца-петли застёжек имеют внутри треугольный выступ для застёгивания. С наружной стороны, каждое такое кольцо-петля украшено черневой полосой. Полушаровидные выступы, являющиеся «крючком» для застёгивания, украшены с наружной стороны черневым орнаментом в виде косого четырёхконечного креста в круглой черневой окантовке. Крепеж застёжек осуществлен с помощью пропущенных сквозь ткань нагрудника припаянных к застёжкам ушек-петель (на каждой половине застёжки по два ушка-петли) и скрепленных с тыльной стороны нагрудника двойным белым хлопчатобумажным шнуром.

КОВРЫ НА ВЕЛИКОМ ШЕЛКОВОМ ПУТИ

Торговля шелком, изобретённым в Китае, и образование местных очагов производства шелка оказали гигантское воздействие на экономику кустарного хозяйства. Было резко стимулировано местное производство дорогих и престижных товаров и предметов изящных искусств, оружия, украшений и т.п. В числе таких производств находится и ковроделие Средней Азии и Кавказа, распространившееся на протяжении южной трассы Великого шелкового пути.

Находящиеся в собрании Российского этнографического музея ковры и ковровые изделия относятся ко второй половине 19 – началу 20 веков, но представляют собой этнические традиции, сложившиеся гораздо раньше.
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение