ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

След Шёлкового пути
в Санкт-Петербурге


Карта сайта

Что такое Великий Шёлковый путь?
Краткая история появления и развития Шёлкового пути
Великий Шёлковый путь в Петербурге
Влияние Шёлкового пути на современный облик города и наследие в музеях города
Шёлковый путь в архитектуре города
Некоторые самые яркие объекты архитектуры, связанные с Востоком
Коллекция Эрмитажа
Некоторые произведения искусств народов Шёлкового пути, представленные в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Коллекция Этнографического музея
Некоторые экспонаты, представленные в Российском Этнографическом музее
Источники
Ссылки на сайты, использованные для создания данного образовательного проекта

Что такое Великий Шёлковый путь?

С чего всё началось
Шёлковый путь был основан примерно во II веке до нашей эры. В это время посол из Китая совершал визиты в государства Центральной Азии, выполняя функции дипломата.
В тот исторический период маршрут с запада на восток доходил лишь до Китая из-за гор, скрывавших азиатскую цивилизацию от глаз европейцев. Китайцы не специально открыли маршрут к западной цивилизации, они не собирали группу исследователей-путешественников. Всё произошло случайно.

Император Китая послал к западной границе страны посольство, возглавляемое Чжан Цянем. Правитель азиатского государства желал разрядить накалившуюся обстановку: дело в том, что кочевые племена, проживавшие на окраинах, часто враждовали друг с другом, происходили конфликты. Для решения одной такой ситуации и было отправлено посольство.

Придя к западной границе, Чжан Цянь узнал о том, что одно племя вытеснило другое за пределы страны. Послу пришлось с подчинёнными ему людьми отправиться на поиски кочевников, так как за ушедшее племя он нёс ответственность лично перед императором.
Посольство пережило плен, жару пустыни, высоты гор и наконец-то нашло беженцев в районе Средней Азии. За время путешествия больше всего послов удивило, что за пределами Китая были другие развитые цивилизации. Они увидели множество крупных городов, расположенных на территориях государств, которые сейчас входят в состав Средней Азии.

Вернувшись к императору, Чжан Цянь пересказал всё, что довелось увидеть за время путешествия. Монарха впечатлило услышанное, и он решил отправить в Среднюю Азию ещё несколько посольств для формирования торговых отношений с богатыми земледельцами и мастерами, проживавшими западнее Китая. Вскоре Китай начал получать мощных лошадей, различные товары. В обмен на это Китай поставлял в Среднюю Азию ценный материал — шёлк.
Торговля по Шёлковому пути
Само название маршрута «Великий Шёлковый путь» напрямую отсылает к очень ценному для европейских государств древних времён материалу под названием шёлк.

Именно шёлк стал своеобразным клеем между западной и восточной цивилизацией. Шёлк использовался в Китае не только при изготовлении одежды, но и в письменности. Великий шёлковый путь, благодаря которому караваны с различными товарами добирались с европейских территорий в Азию, чтобы продать свои товары и привезти домой шёлк, стал первым в человеческой истории трансконтинентальным маршрутом.

Основная торговля по Шелковому пути совершалась как неорганизованный обмен товаров местного производства. Один из сохранившихся торговых списков из Турфана 743 года нашей эры перечисляет в качестве товаров овощи, животных и ткани. Одним из товаров, приходящих издалека, были отделанные латунью высококачественные сабли, продававшиеся вместе с более дешевыми ножами местного производства.

Шелк не являлся самым важным из товаров. Бумага, изобретенная в Китае во II веке до нашей эры, гораздо больше ценилась в Европе и исламских странах, тогда как металл, специи и стекло были товарами той же категории, что и шелк. Одним из самых распространенных товаров был хлорид аммония, его использовали для разных целей: для размягчения кожи, для охлаждения металла, а также для покраски тканей. Хлорид аммония в больших количествах приходил с территорий нынешнего Узбекистана.
Культурный обмен
Шелковый путь был важен не столько с коммерческой точки зрения, сколько с исторической — как основной источник культурного, религиозного, языкового и технологического обмена между Востоком и Западом.

Основную массу людских передвижений по Шелковому пути составляли беженцы. Как китайские беженцы перемещались на Запад, так же и люди из Самарканда, Индии и других стран в Китай. После того как эмигранты добирались до Китая, они начинали заниматься разнообразной деятельностью.

Эмигранты способствовали технологическому обогащению региона, привозя и развивая свое ремесло. Волны переселенцев, спасающихся от войн или политических конфликтов в своем регионе, шли как на Восток, так и на Запад.

Правители отправляли своих представителей для дипломатических визитов. Эти представители часто везли с собой дары, обычно небольшие по весу и размеру. Назад посланники возвращались с разнообразной информацией о государственном устройстве и быте соседних земель — это была почти что шпионская система.
Бродячие артисты также путешествовали по пути, принося с собой типичные для своего региона орнаменты и рисунки.

Шёлковый путь в Петербурге

Сегодня с объектами наследия, характеризующими связь российских территорий и Шелкового пути, можно познакомиться на местах их происхождения, или в собраниях музеев. Причем не только региональных.

Безусловно, богатейшими коллекциями и артефактами, связанными с историей Великого Шелкового пути обладают многие музеи Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей, Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Азиатский музей.

Таким образом, Санкт-Петербург, не будучи генетически и в транспортном отношении связанным с исторической магистралью Шелкового пути, занимает важное место в представлении его наследия. Архитектурные стили Востока оказали большое влияние на современный облик города, в интерьерах дворцовых зданий звучат египетские, среднеазиатские, турецкие, китайские мотивы.

Шёлковый путь в архитектуре города

Изображение

Санкт-Петербургская Соборная мечеть

Несмотря на долгую историю мусульман в Петербурге, которые появились на берегах Невы со дня основания города, Соборная мечеть появилась только в начале 20 века. На тот момент она являлась самой большой в Европе и за основу был взят Гур-Эмир в Самарканде.

Уникальное оформление купола, минаретов и главных входов было выполнено русскими мозаичистами под руководством Петра Ваулина, дедом композитора Андрея Петрова.
Изображение

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

В самом начале 20 века при покровительстве Далай-ламы XIII и разрешении Николая II началось строительство Дацана в Санкт-Петербурге. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Первое буддистское служение состоялось в честь 300-летия династии Романовых так же, как и служение в Соборной мечети, в 1913 году. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой VI.

Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.
Изображение

Львы Ши-Цза на Петровской набережной

В 1907 из Манчжурии прибыли в Санкт-Петербург две каменные статуи, сочетающие в себе внешние черты льва и жабы. Для китайцев лягушка является символом богатства и благополучия, а царь зверей обладает магической силой, защищающей от врагов и нечистых сил. Также зверь олицетворяет могущество и успех, власть и силу.

Под лапой одного из львов находится маленький львёнок, символизирующий наследника престола. Открытая пасть отпугивает злых духов.

Высота каждой составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес – 2 тонны 400 килограмм. Расположенные по обе стороны от спуска к Неве, статуи охраняют домик Петра I.
Изображение

Китайская деревня в Царском Селе

В конце 18 века в моду входит так называемая "китайщина" или "шинуазри" (фр.). В интерьерах императорских дворцов появляются специальные китайские кабинеты, оформленные в соответствующем стиле. В это же время в Царском Селе архитектором Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины II была создана Китайская деревня.

Строения располагаются на территории Александровского парка и предназначались для гостей императорской семьи.
Изображение

Большие китайские мосты в Царском Селе

По проекту Ч. Камерона у центрального входа в Александровский парк был построен Большой Китайский мост. Одновременно с ним был возведён также Драконовый Большой Китайский мост.

Большой Китайский мост выполнен из розового гранита, на постаментах располагаются раскрашенные фигуры китайцев с фонарями.

Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были воссозданы по фотографиям к 2011 году.